Главная » 2010 » Январь » 16 » ПОРТФОЛИО, как средство оценки личностных достижений учащегося.
19:21
ПОРТФОЛИО, как средство оценки личностных достижений учащегося.
ПОРТФОЛИО
как средство оценки
личностных достижений учащегося.
Одним из существенных недостатков традиционной
воспитательной системы является
то, что цели воспитания задаются и определяются внешними факторами,
обстоятельствами, даже муниципальными условиями, но никак не тем, кого непосредственно
воспитывают. Поэтому в настоящее время с особой остротой встает вопрос о
пересмотре эффективности педагогических технологий именно с точки зрения
наличия в них элементов, ориентирующих учащихся на самостоятельную постановку
целей воспитания, что становится органичной составной частью образования
подрастающего поколения.
Установлено, что одной из причин отставания учащихся является
слаборазвитое умение определять цели и критически оценивать результаты своей
деятельности. Решить данную и многие другие проблемы, связанные с объективным
целеполаганием и оцениванием результатов деятельности ученика, призвано использование
технологии сбора и ведения портфолио.
Портфолио (по-итальянски - «папка с документами») является формой аутентичного (действительного, подлинного) оценивания
образовательных результатов по продукту, созданному учащимися в ходе
учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Существенное
значение портфолио придает планированию и оцениванию учащимся результатов
собственной деятельности.
Традиционно портфолио представляет собой подборку, или коллекцию, работ,
целью которой является демонстрация достижений учащегося. Являясь, по сути, альтернативным способом оценивания по
отношению к традиционным формам, портфолио позволяет решить две основные
задачи:
проследить индивидуальный прогресс учащегося,
достигнутый им в процессе
образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников;
оценить его достижения и дополнить (заменить) результаты
других форм контроля.
Портфолио не только является
эффективной формой оценивания, но и помогает решать многие важные педагогические
задачи, такие как:
поощрение активности и
самостоятельности учащихся;
развитие
навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
создание дополнительных
предпосылок и возможностей для успешной социализации.
Сама по
себе идея создания портфолио не так уж и нова. В дошкольных учреждениях папка с достижениями ребенка за период
нахождения в детском саду вручается родителям на память на выпускном празднике. В тридцатые
годы прошлого века у А.С. Макаренко тоже был подобного рода документ, где он
отмечал все поступки и возможные выходки (как положительные, так и
отрицательные) своих воспитанников. А Л.Н. Толстой, обучая и воспитываякрестьянских ребят в Ясной Поляне, вел
графическое отслеживание влияния семьи и уровня сословия на развитие детей.
Российская школа богата своей историей и всегда
активно включается в инновационную деятельность. Изучение теории и ознакомление
с реальной практикой использования портфолио в качестве инструмента осознания
учеником собственных образовательных целей, личный интерес к данной форме
работы и первые попытки введения портфолио как одного из элементов воспитательной
работы с учащимися привели к
необходимости ответить на два вопроса: нужно ли портфолио вообще? А если нужно, то кому и зачем?
Классному руководителю. Ведь именно он
обязан отслеживать пути и этапы становления личности воспитанника, делая
промежуточные выводы о развитии ребенка, его адаптации к различным ситуациям и условиям, будь
то учеба, общение во дворе, занятия в
кружке, посещение театра, взаимоотношения в семье и с товарищами.
Родителям учащихся. Ведь каждому возрасту присущи
свои проблемы, свои нюансы извечного конфликта отцов и детей. Родители идут к
классному руководителю за советом, с просьбой о помощи. И когда он может
сослаться на результаты тестов с пояснениями психолога, на записи индивидуальных
бесед с учащимися, на всевозможные рейтинговые показатели, на графики уровня
личного роста, таблицы взаимоотношений в классном коллективе, анализ участия
ученика в делах класса
илишколы, родитель начинает более серьезно задумываться о причинах возникающего
порой непонимания собственного ребенка, о поисках грамотного выхода из
сложившихся ситуаций.
Ученику (и особенно ему!). Хотя, на наш
взгляд, не стоит выставлять портфолио целиком на обозрение учащегося, ведь в
каждой профессии есть своя «кухня», кудапосторонним вход строго воспрещён. Портфолио
необходимо, когда возникает потребность предоставления характеристики,
например, в военкомат, для перехода в другое учебное заведение или для
поступления в вуз.
Портфолио
учащегося может состоять из 4 разделов:
РАЗДЕЛ I «Образовательная деятельность»
РАЗДЕЛ II «Воспитательная деятельность»
РАЗДЕЛ III «Официальные документы»
РАЗДЕЛ IV «Личный рост. Отзывы и рекомендации»
РАЗДЕЛ I «Образовательная деятельность» включает в
себя образовательный рейтинг учащихся, состоящий их двух блоков:
1)Учебная деятельность.
2)Внеучебная познавательная
деятельность.
Блок «Учебная
деятельность» содержит ведомость успеваемости по учебным предметам за
год и информацию о прохождении элективных курсов.
Блок
«Внеучебная познавательная деятельность» содержит оценку достижений учащегося
на олимпиадах и конкурсах разного уровня (школьного, районного, краевого,
российского ит.д.), а также разработанных учащимися проектов и творческих
работ.
РАЗДЕЛ II «Воспитательная деятельность» включает в
себя общественную и творческую активность учащегося из трёх блоков:
1)«Классное самоуправление».
2)«Школьное соуправление».
3)«Творческая активность».
«Классное
самоуправление»:
·работа учащегося в органах классного самоуправления в
разные годы обучения;
·деятельность по организации классных дел;
·участие в различных мероприятиях класса.
«Школьное
самоуправление»:
·деятельность в
школьном министерстве;
·участие в
школьных, районных сборах актива.
«Творческая
активность»:
·работа учащегося в творческих коллективах и спортивных
соревнованиях на школьном, районном, краевом, российском уровне.
РАЗДЕЛ III «Официальные документы» включает в себя
все имеющиеся у учащегося сертифицированные документы, подтверждающие
индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы, грамоты,
сертификаты, удостоверения, благодарственные письма за победы и участие в
конкурсах, соревнованиях как в школе, так и вне стен школы.
РАЗДЕЛ IV «Личный рост. Отзывы и рекомендации» включает в
себя следующие документы: анкеты, тесты; отзывы руководителей проектов,
творческих групп о деятельности учащегося.
Следует отметить, что портфолио
является не только современной эффективной формой оценивания деятельности и
личностного роста учащихся. Но и помогает решать важнейшую педагогическую задачу:
формировать умение учиться, ставить перед собой цели, планировать и
организовывать собственную деятельность.