Сайт учителя математики и информатики МОБУ СОШ с.Аркаулово имени Баика Айдара

Разработчик сайта, ШАМСУТДИНОВА ЛЕНА РОБЕРТОВНА,
приветствует жюри конкурса "Лучший образовательный сайт - 2013"


Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
Наш опрос
Есть ли дома подключение к Интернет?
Всего ответов: 26
Образовательные ресурсы РБ
Сообщество учителей информатики
Минобразования РБ"
Образовательный портал РБ БИРО РЦОИ РБ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2010 » Январь » 16 » ПОРТФОЛИО, как средство оценки личностных достижений учащегося.
19:21
ПОРТФОЛИО, как средство оценки личностных достижений учащегося.

ПОРТФОЛИО

как средство оценки личностных достижений учащегося.

 

Одним из существенных недостатков традиционной воспитательной системы является то, что цели воспитания задаются и определяются внешними факторами, обстоятельствами, даже муниципальными условиями, но никак не тем, кого непо­средственно воспитывают. Поэтому в настоящее время с особой остротой встает вопрос о пересмотре эффективности педагогических технологий именно с точки зрения наличия в них элементов, ориентирующих учащихся на самостоятельную постановку целей воспитания, что становится органичной составной частью обра­зования подрастающего поколения.

Установлено, что одной из причин отставания учащихся является слабораз­витое умение определять цели и критически оценивать результаты своей деятельности. Решить данную и многие другие проблемы, связанные с объективным целеполаганием и оцениванием результатов деятельности ученика, призвано использование технологии сбора и ведения портфолио.

Портфолио (по-итальянски - «папка с документами») является формой ау­тентичного (действительного, подлинного) оценивания образовательных результатов по продукту, созданному уча­щимися в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Су­щественное значение портфолио придает планированию и оцениванию учащимся результатов собственной деятельности.

Традиционно портфолио представляет собой подборку, или коллекцию, ра­бот, целью которой является демонстрация достижений учащегося. Являясь, по сути,  альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам,  портфолио позволяет решить две основные задачи:

  • проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников;
  • оценить его достижения и дополнить (заменить) результаты других форм  контроля.

Портфолио не только является эффективной формой оценивания, но и помогает решать многие важные педагогические задачи, такие как:

  • поощрение активности и самостоятельности учащихся;
  • развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
  • создание дополнительных предпосылок и возможностей для успешной социализации.

Сама по себе идея создания портфолио не так уж и нова. В дошкольных учреждениях  папка с достижениями ребенка за период нахождения в детском саду вручается родителям  на память на выпускном празднике. В тридцатые годы прошлого века у А.С. Макаренко тоже был подобного рода документ, где он отмечал все поступки и возможные выходки (как положительные, так и отрицательные) своих воспитанников. А Л.Н. Толстой, обучая и воспитывая  крестьянских ребят в Ясной Поляне, вел графическое отслеживание влияния семьи и уровня сословия на развитие  детей.

Российская школа богата своей историей и всегда активно включается в иннова­ционную деятельность. Изучение теории и ознакомление с реальной практикой ис­пользования портфолио в качестве инструмента осознания учеником собственных об­разовательных целей, личный интерес к данной форме работы и первые попытки введения портфолио как одного из элементов воспитательной работы с учащимися  привели к необходимости ответить на два вопроса: нужно ли портфолио вообще? А если нужно, то кому и зачем?

Классному руководителю. Ведь именно он обязан отслеживать пути и этапы становления личности воспитанника, делая промежуточные выводы о развитии ре­бенка, его адаптации к различным ситуациям и условиям, будь то учеба, общение во дворе, занятия в кружке, посещение театра, взаимоотношения в семье и с това­рищами.

Родителям  учащихся. Ведь каждому возрасту присущи свои проблемы, свои нюансы извечного конфликта отцов и детей. Родители идут к классному руководи­телю за советом, с просьбой о помощи. И когда он может сослаться на результаты тестов с пояснениями психолога, на записи индивидуальных бесед с учащимися, на всевозможные рейтинговые показатели, на графики уровня личного роста, таблицы взаимоотношений в классном коллективе, анализ участия ученика в делах класса илишколы, родитель начинает более серьезно задумываться о причи­нах возникающего порой непонимания собственного ребенка, о поисках грамотно­го выхода из сложившихся ситуаций.

Ученику (и особенно ему!). Хотя, на наш взгляд, не стоит выставлять портфолио целиком на обозрение учащегося, ведь в каждой профессии есть своя «кухня», куда посторонним вход строго воспрещён. Портфолио необходимо, когда возникает потребность предоставления характеристики, например, в военкомат, для перехода в другое учебное заведение или для поступления в вуз.

Портфолио учащегося может состоять из 4 разделов:

РАЗДЕЛ I «Образовательная деятельность»

РАЗДЕЛ II «Воспитательная деятельность»

РАЗДЕЛ III «Официальные документы»

РАЗДЕЛ IV «Личный рост. Отзывы и рекомендации»

 

РАЗДЕЛ I «Образовательная деятельность» включает в себя образовательный рейтинг учащихся, состоящий их двух блоков:

1)Учебная деятельность.

2)Внеучебная познавательная деятельность.

Блок «Учебная деятельность» содержит ведомость успеваемости по учебным предметам за год и информацию о прохождении элективных курсов.

Блок «Внеучебная познавательная деятельность» содержит оценку достижений учащегося на олимпиадах и конкурсах разного уровня (школьного, районного, краевого, российского ит.д.), а также разработанных учащимися проектов и творческих работ.


РАЗДЕЛ II «Воспитательная деятельность» включает в себя общественную и творческую активность учащегося из трёх блоков:

1)      «Классное самоуправление».

2)      «Школьное соуправление».

3)      «Творческая активность».

«Классное самоуправление»:

·         работа учащегося в органах классного самоуправления в разные годы обучения;

·         деятельность по организации классных дел;

·         участие в различных мероприятиях класса.

«Школьное самоуправление»:

·      деятельность в школьном министерстве;

·      участие в школьных, районных сборах актива.

«Творческая активность»:

·      работа учащегося в творческих коллективах и спортивных соревнованиях на школьном, районном, краевом, российском уровне.

 

РАЗДЕЛ III «Официальные документы» включает в себя все имеющиеся у учащегося сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы, грамоты, сертификаты, удостоверения, благодарственные письма за победы и участие в конкурсах, соревнованиях как в школе, так и вне стен школы.

 

РАЗДЕЛ IV «Личный рост. Отзывы и рекомендации» включает в себя следующие документы: анкеты, тесты; отзывы руководителей проектов, творческих групп о деятельности учащегося.

 

  Следует отметить, что портфолио является не только современной эффективной формой оценивания деятельности и личностного роста учащихся. Но и помогает решать важнейшую педагогическую задачу: формировать умение учиться, ставить перед собой цели, планировать и организовывать собственную деятельность.

Портфолио ученика 10 класса Багаповой Лианы

Просмотров: 2835 | Добавил: lena | Рейтинг: 4.3/6
Всего комментариев: 1
1 наталья калинина  
0
ссылка на возникновение идеи портфолио нравится. готовлю сообщение на РМО. Как ссылкой отметить Ваш источник?

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Январь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Образовательные ресурсы РФ
Минобрнауки России портал ЕГЭ Федеральное агенство по образованию Рособразование ФЦТ Педсовет

Личный сайт учителя математики и информатики Шамсутдиновой Л.Р. © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz